Содержание
Примитивное стремление
В человеческой психике, по-видимому, существует примитивное стремление принадлежать к какой-либо группе. От доисторических людей, собиравшихся в охотничьих экспедициях, до современных командных видов спорта. Очевидно, что этот вид людей находит утешение и комфорт в объединении.
В истории музыки это не менее верно, будь то группа поющих тибетских монахов или симфонический оркестр. В джазе эта тенденция проявляется в биг-бэнде.
Биг-бэнды и эпоха бибопа
Развитие биг-бэндов с момента их появления хорошо задокументировано (особенно Гюнтером Шуллером в его книге на эту тему). Любители джаза, безусловно, знают о том, что в некоторых отношениях эволюция биг-бэндов параллельна раннему музыкальному развитию, характерному для джаза от Каунта Бейси до Дюка Эллингтона и Бенни Гудмена.
На самом деле, можно обоснованно утверждать, что история биг-бэндов — это история джаза в эпоху бибопа.
Актуальность биг-бэнда сегодня
Но если оставить в стороне ностальгию и исторический интерес, то в чём же заключается актуальность биг-бэнда сегодня? Выполняет ли он какую-либо функцию, помимо очевидной потребности быть вместе?
Это особенно интересно для Америки, где биг-бэнды процветают в старших классах школ и колледжах. В любой уик-энд в течение учебного года можно посетить «джазовый фестиваль» в любой из школ и послушать выступления десятков групп, иногда всего несколько минут, часто в соревновательной, ориентированной на награды атмосфере, с униформой и тому подобным!
Взаимодействие в биг-бэнде
Если сравнить то, как люди взаимодействуют в биг-бэнде, с тем, как они взаимодействуют в спортивной команде, то можно найти несколько общих черт. Именно там заинтересованный любитель или подросток (который играет на инструменте, подходящем для биг-бэнда, например, на язычковом, духовом или ритм-инструменте) развивает и проверяет свои навыки музыканта. Они также могут получать удовольствие от игры/выступления, не испытывая слишком сильного стеснения. В конце концов, каждый является частью «секции», где целое больше, чем отдельные части.
Навыки, которые приобретаются при взаимодействии друг с другом, являются основополагающими для исполнения любого джазового произведения. В биг-бэнде демонстрируются и раскрываются такие аспекты, как фразировка, ритм, интерпретация, интонация, свинг, выразительность, слушание и другие сопутствующие навыки. Конечно, этим аспектам музыки можно научиться и в небольшой группе, но это потребует больших эмоциональных и личных затрат, в зависимости от таланта и темперамента участника.
Биг-бэнд — это прекрасная лаборатория для изучения того, что делает джаз таким, какой он есть. И это инклюзивный подход, означающий, что люди собираются вместе по особому случаю. Когда в музыкальном мероприятии могут принять участие примерно 10-20 человек, оно обладает очевидными социальными и культурными преимуществами, которые приносят пользу всем, кто любит джаз и работает в этой сфере.
О композиторском процессе
Следует упомянуть о композиторском процессе для биг-бэнда. От Джимми Лансфорда до Дюка, Гила Эванса, Кенни Уилера, Марии Шнайдер и других — палитра и возможности биг-бэнда способствовали их личностному развитию, особенно в области фактуры и цвета. Эти возможности не доступны композиторам для малых групп в такой же степени.
Биг-бэнд как средство самовыражения
Наконец, я могу лично сказать вам, что ощущение от исполнения фразы, усиленное звучанием множества голосов позади вас или вместе с вами, воодушевляет как исполнителя, так и слушателя. Ничто не сравнится с каденцией, которую создают так много людей, играющих в унисон.
Актуальность биг-бэнда почти так же велика в социальном плане, как и в музыкальном. Как средство самовыражения, он будет с нами до тех пор, пока люди будут играть на инструментах.
По материалам Дэвида Либмана.