Игра соло и вопросы исполнителя

Игра соло: вызов исполнителя

В определенном смысле идея «сольного» исполнения противоречит одной из основных предпосылок джаза: групповому сотрудничеству и взаимодействию. Когда кто-то рассматривает инновации и вехи в истории джаза, он неизменно сосредотачивается на великом солисте, таком как Паркер или Колтрейн, в контексте группы (групп). Это правда, что в какой-то степени фортепиано, а в какой-то степени гитара — классно подходящие сольные инструменты. Представление о трубе, исполняющей соло для более чем обязательной каденции в джазе, в последние десятилетия стало более распространенным. На ум приходят артисты, сольные выступления которых составляли большую часть их творчества, такие как Стив Лейси, Альберт Манглсдорф и Энтони Брэкстон. Вопрос в том, каковы соображения для того, чтобы этот тип сольного исполнения был успешным?

Исполнитель соло одной линией должен знать все что он исполняет – технически, композиционно и эмоционально. Он должен проявлять виртуозность на своем инструменте, быть вдумчивым в изложении и конечно же, страстным. Публика менее снисходительна к сольному исполнителю, поскольку все внимание сосредоточено на одном человеке, а не на нескольких… ЯСНОСТЬ — это мантра.

Напряжение и расслабление

В любом художественном процессе напряжение и расслабление являются ведущими факторами. Это принцип инь-ян, воплощенный в жизнь, подразумевающий противоположности. В искусстве диалог между противоборствующими парами постоянен, намеренно или нет. Сам факт того, что произошло музыкальное действие, распознается лишь по степени его противоположности. У художника есть выбор, хочет ли он (она) достичь баланса или нет, потому что заявление, оставленное без ответа, также может быть сильным. Кроме того, есть что-то ценное в концентрации только на одной музыкальной идее и сохранении этого единственного цвета или настроения на протяжении всего выступления. Суть в том, что исполнитель сольной линии должен учитывать возможности и делать четкий выбор.

Музыкальные пары, такие как громко/тихо; быстро/медленно (ритм); угловатые/гладкие (мелодичные формы); темный/светлый (звук); активность / покой (движение) являются примерами. Играющий соло одной линией, как только произносится одна нота, автоматически привязывается к какому-то аспекту конкретной пары, поскольку нет других музыкантов, которые могли бы компенсировать сделанный им музыкальный выбор. С художественной точки зрения проблема заключается в том, насколько тонко художник может исследовать «серые» области между противоположностями и вокруг них, чтобы поддерживать интерес. С типичной небольшой группой из трех-пяти музыкантов комбинации бесконечны. Одним из самых сильных качеств Майлза Дэвиса было его осознание напряжения и расслабления не только в его собственной игре, но, что более важно, в том, как он на протяжении многих лет продвигал музыку в своих группах. Но соло-исполнителю негде спрятаться!!

Поскольку исполнитель соло одной линией может «взаимодействовать» только с самим собой, он (она) несет ответственность за четкий выбор. Как уже упоминалось, крайне важно удерживать внимание слушателя, поскольку, когда не играют другие инструменты, а все глаза и уши прикованы к человеку, необходимо учитывать фактор «скуки». Удержание внимания слушателя касается уравновешивания изменений и одинаковости, удивления в сочетании с ожиданием и в целом того, как поддерживать движение в свободной и спонтанной атмосфере. Но в то же время концентрированное развитие отдельных идей необходимо для вовлечения слушателя. Это довольно сложная задача, если учесть все эти факторы.

Музыкальные элементы

Помимо стандартного музыковедческого триумвирата мелодии, гармонии и ритма, я добавляю к элементам музыки цвет (звук и фактура), а также форму (порядок событий). Последние два элемента незаменимы для исполнителя соло, потому что здесь нет обращения к аккордам (кроме мультифоники и т. д.) или, как в случае некоторых инструментов, к окраске, придаваемой педалями, реверберацией и т. п. Текстурные изменения в пределах возможностей солиста чрезвычайно важны для формирования интереса и настроения. Использование других тонких музыкальных инструментов, таких как динамика, выразительные средства и артикуляция, имеет решающее значение для определения музыкальной текстуры. Форма в данном контексте означает общую архитектуру исполнения. Однолинейный исполнитель соло, по сути, говорит со слушателем один на один. Выбор конкретных музыкальных материалов и порядок их подачи/развития имеют решающее значение при решении вопросов формы. В определенном смысле форма может быть самым важным элементом музыки с точки зрения слушателя. Особенно для солиста одной линией понимание значения формы имеет решающее значение. Например, какой музыкальный элемент, если сделать его с акцентом, был бы наиболее полезен в определенный момент исполнения для повышения интереса слушателя?

«Великий жест»

Перформанс (вид современного искусства, где автор становится частью произведения) любого рода в основном состоит из единиц, которые я называю жестами, которые могут быть маленькими или большими по своей природе. Каждый жест состоит из целенаправленного движения, действия единственного и ясного. Жесты бывают градиентными, описываемыми, грандиозными, двусмысленными, четкими и так далее до бесконечности. Солист одной линией, постоянно драматически жонглирует маленькими и большими жестами, потому что без сопровождения каждое действие выделяется. Это большой вызов сольной игры; осознанность и осторожное использование всех видов жестов.

Наконец, исполнитель сольной линии раздевается догола перед всем миром, выражаясь эмоционально. Спрятаться некуда — ни барабаны, прикрывающие мелодию, ни аккорды, омрачающие мелодический замысел, и т. д. Солист должен быть смелым и уверенным в себе, а также непревзойденным артистом.

По материалам статьи Дэвида Либмана.

Искусство одной линии