Искусство одной линии

Быть или не быть? Играть или не играть?

Представим себе такую ситуацию, когда собрались все друзья и родственники. Они просят что-нибудь поиграть для них на трубе. Что можно выбрать для этого? В голове обычно крутятся какие-то оркестровые партии и больше ничего. Некоторые представители творческих профессий, такие как художники, могут показать вынув из папки, портфолио своих работ. Танцоры обязательно как-то попрыгают и покажут свой танец. Архитектор укажет рукой на здание, которое он построил. А что показать музыканту? Особенно на трубе?

Выбор мелодии

К примеру, это может быть мелодия, которую играешь для своего удовольствия когда тебя вообще никто не услышит. Может быть выбрать что-то из классического репертуара? Не из того, что обычно играют на академических концертах. Желательно наверное выбрать что-то из популярных мелодий кино, джазовых стандартов, оперных арий или народных песен. Что то такое, что действительно нравится. А может быть это любимые мелодии из детских мультфильмов?
Наконец выбрав что-то, решаешься и набравшись храбрости играешь… Ну и конечно! Все присутствующие вокруг тебя почувствуют огромный восторг и прекрасное впечатление, от такой свободной и открытой игры полной вдохновения.

Где можно услышать трубача играющего в одиночку?

Вообще это большая редкость. Я вспоминаю телевизионную трансляцию, где трубач в одиночку играл национальный гимн перед футбольным матчем. Играл абсолютно без аккомпанемента. Еще есть вариант в центре Гродно. Там с пожарной каланчи трубач играет две минуты каждый день до полудня, а ровно в двенадцать, начинают свой бой древние часы на Фарном костеле. Больше ничего не могу вспомнить.

Стоит попробовать?

В музыкальных школах и колледжах студенты духовики объединяются в ансамбли и оркестры. Получив дипломы, они часто бросают игру на своих инструментах, уходят в другую профессию и наверное, всё потому, что у них не было ансамбля или оркестра. Одному как бы нет привычки и смысла играть. А может всё-таки стоит попробовать играть одному? Одна мелодия звучит как повествование, но сыграв её, вы не знаете что делать дальше. Почему бы не попробовать далее играть вариации на тему?

Как играть соло

Например можно играть мелодию, затем в какой то момент переключаться на игру аккомпанемента. Потом играть опять фрагмент мелодии и снова где-то уходить в аккомпанемент. Получаются как бы две линии, переплетающиеся друг с другом. Где-то можно изменить даже динамику самой мелодии и поиграть более ярко аккомпанемент. Это подчеркнёт идею двухголосия в игре. Это ещё может быть похоже на то, как мы напеваем известную песню. Сначала поём мелодию, потом переключаемся и имитируем аккомпанемент, затем какой-то ритмически закрученный гитарный ритм и так далее. Получается что мы сопровождаем и аккомпонируем сами себе. Некоторые нижние ноты имитируют эффект баса, гаммообразные фрагменты создают чувство гармонии у слушателя. Такие чередования работают очень хорошо. Когда есть желание адаптировать подобным образом мелодию под себя, тогда и получится это сделать. Форму также можно видоизменять и всё это конечно обязательно фиксировать на нотной бумаге. В общем выбираем мелодию и начинаем придумывать.

Монолог как средство самовыражения

Регулярная практика в этом занятии будет фиксироваться в голове, а затем и в звуках инструмента. Игра на слух здесь не вопрос таланта или каких то способностей. Дело в желании научиться и работать над тем материалом,который мы выбрали. Конечно, со временем такая работа превращается в удовольствие и творчество. Ещё для примера можно перенестись в древние времена и представить себе образ одинокого пастуха с флейтой. Он наслаждается, играя свои мелодии. Ноту за нотой играет используя метод проб и ошибок. Здесь работает одна интуиция и ошибок практически не бывает, потому что он играет с удовольствием. Наверное это и есть и монолог. А теперь нужно представить, что подобный монолог создаём мы сами. Интересно на что он был бы похож? Скорее всего это были бы озвученные мысли и чувства. Наше состояние в данный момент. Это может быть какой-то осознанный поток в звуке, который свободно идёт как угодно и принимает любую форму. Получается, что монолог это и есть средство самовыражения, которое определяет что-то важное для нас. Здесь нет никакой формы и содержания. Просто берём инструмент и начинаем играть. Может быть таким образом И. С. Бах и написал свои одноголосные сочинения. Джазовые музыканты например, всегда ценят транскрипцию соло. Это на практике самый лучший способ изучения джазовой импровизации. Но это не обязательно должны быть джазовые темы. Это может быть любое соло которое нам нравится и есть цель разобраться и выучить его. Сейчас уже есть огромное количество записанных соло и транскрипций в интернете. Но получить больше пользы, можно если самому написать своё соло и разучить его на инструменте. Главное заниматься этим делом понемногу каждый день.

Какой смысл во всём этом?

Существует огромное количество прекрасных мелодий, которые написаны для других инструментов или голоса. Их относительно легко играть и они хорошо звучат без сопровождения. Большинство людей узнают такие мелодии и с радостью готовы слушать. Нужно что-то попробовать и посмотреть как это сработает. Самое главное в таком одиночном музицировании – выбрать мелодии, которые вызывают у вас положительные чувства. Если эта мелодия что-то значит для тебя, то она будет интересна и слушателям. Думаю,что это и есть главный смысл такого музицирования. Главное играть с настоящим чувством и тогда всё получится. Получится с той музыкой которую вы любите.

По материалам статьи Фрэнка Габриэля Кампоса.

Фрагмент записи
Искусство одной линии